Электромобили увеличили продажи на 40% в третьем квартале, но Zeekr показал резкое падение
Изменения в утилизационном сборе негативно влияют на рынок электромобилей
На фоне недопонимания со стороны властей относительно поддержки электромобилей в стране наблюдаются серьезные изменения в динамике продаж. С начала 2023 года утилизационный сбор на электрические автомобили увеличился в двадцать раз, став сопоставим с таковым на машины с двигателями внутреннего сгорания. Конкретно, он поднялся с 32 600 до 667 400 рублей. Подобное изменение уже отразилось на посещаемости автосалонов: по итогам первых трех месяцев было реализовано всего 1854 электромобиля, что на фоне 3844 в октябре-декабре 2024 года выглядит шокирующе. К счастливой новости, уже во втором квартале производители начали восстанавливаться, продав 2546 автомобилей, а в третьемQuarter реализации снова увеличились до 3586 машин.
Что будет дальше? В прошлом году в декабре наблюдалось стабилизированное падение месячных продаж на уровне около 1200 автомобилей. В этом году цифры по месяцам выглядят следующим образом: апрель — 795, май — 786, июнь — 965, июль — 1257, август — 1082, сентябрь — 1247. Примечательно, что в том же периоде увеличилась реализация электромобилей 2025 года: в апреле — 196, в мае — 334, в июне — 430, в июле — 543, в августе — 481, в сентябре — 597. Складские запасы все еще довольно велики, касаясь машин, произведенных в прошлом и позапрошлом годах.
Если с 1 ноября действительно произойдут новые изменения в утилизационном сборе, вполне вероятно, что продажа останется на уровне 1000-1200 штук в месяц примерно до начала лета 2024 года. Непонятная ситуация заключается в том, что, скорее всего, новые тарифы на утилизацию сделают импортеров менее активными. Из 7986 электромобилей, выставленных на учет за девять месяцев, подавляющее большинство имеют мощность моторов более 80 лошадиных сил, что лишает их возможности получения льготы.
Теперь взглянем на результаты третьего квартала. По-прежнему на первом месте находится Zeekr с 891 проданным автомобилем. Отмечается постоянный спрос на модель 001 с 449 продажами, за ней следуют 7Х (165), 009 (122), X (88) и 007 (67). Однако освободившийся рынок начинает ощущать снижение интереса к Zeekr: если в четвертом квартале 2024 года его доля в сегменте составляла 38%, то в третьем квартале она снизилась до 25%.
Завод «Москвич» активно распродает свои старые модели 3е, с июля по август было реализовано 430 машин, из которых 417 были отправлены юридическим лицам. И хотя эта модель заняла второе место после Zeekr 009, будущее 3е под вопросом, учитывая, что завод готовится к запуску автомобилей от концерна SAIC. При этом отметим, что Evolute с 539 электромобилями в продаже так и не смог превзойти результаты Москвича, так как модель i-Pro реализовала только 363 экземпляра.
Тем не менее, у Amberauto, производящей модель А5, продаж оказалось немного — 277 единиц. Исчезнувшая с рынка модель Ora для российских покупателей помогла реализовать всего 50 автомобилей, тогда как Avatr, принадлежащий «Чангану», продал 263 машины. Компания BYD продемонстрировала лучший результат с 258 проданными электромобилями. В то время как такие бренды, как BMW и Porsche, продают электрические автомобили крайне скромно — по 51 и 15 штук соответственно.
Из положительных новостей следует выделить выход на рынок электросанс Eonyx М2. В сентябре он был приобретен двумя юридическими лицами и одним физическим. Новый проект «Автотора», хоть и запоздал, по мнению экспертов, способен занять свою нишу.
Вот такие итоги на текущий момент по электромобилям. Как вы думаете, как новые правила повлияют на рынок и будут ли они способствовать развитию сегмента электроавтомобилей или делать его менее перспективным?