Автопроизводители выступили с предложением ограничить импорт легковых автомобилей для частных лиц

Обращение автопроизводителей к Минпромторгу: необходимость изменения льготных ставок утилизационного сбора Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратилось к Министерству промышленности и торговли с предложением об актуализации утилизационного сбора на автомобили. Основная задача обращения — борьба с «серым» импортом автомобилей, который происходит через регистрацию на физических лиц. ОАР представляет интересы таких ключевых игроков, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и другие. Как сообщает Интерфакс, обращение адресовано министру Алиханова и включает в себя призыв к изменению старого постановления №1291, принятого в декабре 2013 года. Автопроизводители предлагают изменять расчёт утилизационного сбора, привязывая его к мощности двигателя, а не к его объему. Это обусловлено тем, что современные автомобильные моторы часто имеют высокую производительность при меньшем объеме. Существующая система утилизационного сбора приводит к непропорциональному распределению платежей для автомобилей, имеющих сильно отличающиеся цены. Так, например, утильсбор в размере 677,4 тыс. рублей применяется к седану Changan Alsvin с ценой 1,85 млн рублей, в то время как BMW Х3, чей ценник составляет 8 млн рублей, облагается такой же суммой. Кроме того, в ОАР отметили, что действующая система льготных ставок утилизационного сбора для физических лиц негативно влияет на авторынок. В настоящий момент физические лица уплачивают 3400 рублей за автомобили до трех лет и 5200 рублей за более старые экземпляры. Исключение составляют машины с двигателями свыше трех литров, для которых льгота не применяется. В результате таких условий наблюдается рост «серого» импорта. Если в 2024 году доля автомобилей на физлиц в общем объеме импорта составляла 1-50%, то в 2025 году она возросла до 50-70%. Это приводит к увеличению объема несертифицированной продукции, что отрицательно сказывается как на рынке автомобилей, так и на налоговых поступлениях в бюджет.